Предыдущая Статья
Дэйл и Рей

Мерл Хаггард о Джонни Кэше

Время Чтения
less than
1 minute
Прочитано

Мерл Хаггард о Джонни Кэше

January 15, 2017 - 20:05
Posted in:

"Потерянное" интервью Мерла Хаггарда в котором он рассказывает о Джонни Кэше

Мерл Хаггард и Джонни Кэш

Это интервью Мерла Хаггарда в котором он тепло отзывается о Джонни Кэше никогда ранее не публиковалось (тем более на русском языке — прим. ред) Оно появилось как диалог для документального фильма 2008 года, посвящённого легендарному концерту в тюрьме Фолсом, состоявшемся 13 января 1968 года. 

Расскажите о дружбе с Джонни Кэшем

Мы всегда подтрунивали друг над другом. Я критиковал его однажды за какой-то поступок, а он ответил: "Хаггард, у тебя самое отвратительное лицо в кантри музыке". В те времена у нас был подобный юмор. Позже, когда мне было 49 и я пропустил несколько выступлений в Орегоне они с Джун позвонили и задали вопрос: "Что случилось? Ты объелся белены?" Я ответил: "Нет". Он произнёс: "Так в чём же дело?" Я сказал, что мне 49 лет и я готовлюсь разменять 50. На это он возразил, что когда ему исполнилось 50 он изнывал от курса реабилитации и добавил, что прекрасно меня понимает. Он помогал мне при каждой возможности помочь и я отвечал ему тем же.

Он когда-нибудь говорил откровенно о славе?

Мы никогда не обсуждали наши карьеры. Он много говорил о своей семье, а я в свою очередь говорил о своей. Нам обоим импонировал Джимми Роджерс. Кроме того он тепло отзывался о моём гитаристе Рое Николсе, а я о Лютере Перкинсе — гитаристе из его группы. Больше всего мы говорили о Лютере, особенно когда он погиб в огне. Эти двое были в чём-то похожи и оба курили как паравозы. Рой несколько раз оказывался в горящей из-за непотушенной сигареты постели, а это именно то, что произошло с Лютером.

Когда вы впервые узнали о Кэше и услышали его музыку?

Сразу же как он появился в 1955 и слышал обо всех тогдашних музыкантах. Я был на два года моложе Элвиса и это корень всех моих бед, поскольку попал в тюрьму на год в 1954-м 55-ом, а он в то время набирал популярность. Сначала мне понравилось творчество Элвиса, затем Джерри Ли Льюиса и Карла Перкинса. Я был поклонником всех этих парней из Мемфиса. Работал в ночных клубах незадолго до того как мне посчастливилось сделать свои первые записи, причём их композиции у меня получались лучше творчества Хэнка Уильямса или ещё кого-либо. Они были моего возраста и кроме того звучали современно. Это была эпоха рокабилли. Музыка отвечала моему мироощущению. Элвис и Джерри Ли Льюис были популярны в тюрьмах. Они оба противопоставляли себя системе и мы это хорошо понимали. Тоже самое мы видели в Кэше. Ему не нравилась система и люди обличённые властью, а также те, кто навязывал своё мнение и указывал что делать.

Вы были на представлении Кэша в конце 50-х в тюрьме Сан-Квентин шат Калифорния

Он много лет не знал об этом. Концерт состоялся в новогодние праздники 1958 года в Сан Квентине. В тот день у него не было голоса. Он мог только шептать. Тем не менее его харизма подкупила осуждённых. Не смотря на то, что я по ряду причин морально готовился не воспринять его творчество он понравился не только мне, но и всем остальным. Тогда я понял всю его силу. Это потрясающе.

Меня потрясло то, что не смотря на разнообразие концертной программы и отсутствие голоса он оказался способен завести толпу. На следующий день во дворе парни, интересовавшиеся гитарой, подходили и интересовались манерой игры Лютера Перкинса. Всем хотелось повторить его особую манеру. В любом случае его выступление было событием. Это как увидеть Мухаммеда Али или что то вроде. Кэш был в зените славы, но тем не менее находил возможность для таких выступлений. Он без колебаний раз за разом снисходил до нас. Тем не менее в конце концов весь мир это понял.

Как вам кажется почему Кэш продолжал выступать в тюрьмах

Я думаю, что примерно по тем же причинам по которым я оказывался за решеткой. Он сам себя ощущал заключенным и бывал на волосок от этого. Если бы не его известность и деньги он сам бы там оказался. Джонни Кэшу не следовало бы иметь дело с некоторыми вещами. Тем не менее он это делал, а другие попадали в тюрьмы и за меньшее. Он прекрасно это понимал. Однажды он сказал: Хаггард, ты знаешь, что те люди думают обо мне? Я ответил Да, но у них нет альтернатив. Кэш никогда по настоящему не попадал в тюрьму, хотя однажды провёл в каталажке четыре часа. Он осознавал всё это и заключённые догадывались об этом.

Его карьера пошла в гору после выхода альбома Фолсом Призон

В ту пору радио было своеобразной вещью в себе. Тогда ещё оно преобладало над телевидением. Однажды я услышал Кольцо Огня Ring Of Fire одновремено на четырёх разных радиостанциях. Честно говоря не помню, чтобы ещё кого-нибудь так крутили. Этого не было ни у Элвиса ни у Лефти Фризела. Не припомню, чтобы к кого-нибудь получилось с популярностью как у Кэша. Он выпустил несколько хитов подряд, а также у него было своё шоу на телевидении. Блюз Фолсом Призон был популярен дважды — сразу же после выхода в 1955 и после выхода концертного альбома в 68. Я прекрасно это помню.

Тем не менее до этого альбома его карьера клонилась к закату

Никто доподлинно этого не знал, хотя и поговаривали о закате карьеры. Спад о котором вы говорите не был сильно заметен поклонникам, но он сам об этом догадывался. Джун Картер возможно спасла ему жизнь. Кто-нибудь особо обсуждал Джони Кэша до её появления? Он был по настоящему тёмной лошадкой, а общался с двумя или тремя достаточно отвратительными по своей сути людьми. Конечно она прекратила всё это и выдернула из того   болота в котором пропадал на протяжении 12 или 13 лет. Она была королевой в кантри музыке и сильно повлияла на Кэша. Он больше не общался с этими людьми. Я не принадлежу к подобному кругу, но доводилось пересекаться с подобной публикой. Джун помогла ему справиться с наркотической зависимостью. В фильме 2005 года Переступить Черту Walk The Line намекают на Уэйлона Дженннгза, но он помогал Кэшу преодолеть это.

Вы последовали примеру Кэша и выступали перед содержащимися в тюрьмах

Раза три или четыре я выступал в Сан Квентине, ездил в Форт Ливенворт, в Ханстсвил штат Техас. Мне довелось посетить довольно много мест, где содержались женщины. Однажды мы были на концерте в тюрьме штата Вайоминг, а там было всего сорок женщин. Им так понравился мой саксофонист, а я как раз пел Хонки-Тонк, что он стал героем дня.

Каким образом вы составляли программу для тюремных концертов?

Было что-то вроде концерта по заявкам. Иногда они были настолько осведомлены о каких-то мелочах о которых я даже не подозревал, а порой спрашивали о возможно позабытых вещах. В основном заключённые определяли ход моего выступления, причём об этом догадывались сами или я намекал. По сути они помогали мне по ходу концерта.

Когда Кэш был на тюремных подмостках он играл Джонни Кэша и старался создать ощущение, что сам бывал за решёткой

Мне кажется, что это сила убеждения. Ему давали возможность поиграть эту роль, но на самом деле он просто куражился. И в той обстановке выглядел довольно органично.

Вы пытались проецировать свой жизненный опыт, выступая перед такой аудиторией?

В таких случаях я об этом просто не думал. У меня самого есть пятна в биографии. Предпочитаю не думать о том, что единственная причина моего успеха — выступления в Сан Квентине. Я порой пытаюсь от этого откреститься. Просто исполнял свои песни и по понятным причинам предпочитаю об этом не говорить.

Многие из тех кому доводилось бывать за решёткой считали Кэша за своего,а каково это быть одним из них?

Вы знаете я бы всё таки разделил Американцев по социальному статусу и на до и после того момента как кто-то оступился. Если у человека есть образование и деньги, то возможно изменить всё к лучшему. Если же этого нет и побывал за решёткой, то измениться не реально. Конечно это ханжество. Вы никогда не встретите обеспеченного человека в тюрьме. Это всегда тот у кого не хватило денег на адвоката. Клянусь вам, что в поиске какой-то надежды  её находили в творчестве Джонни Кэша. Это можно понять, находясь там, а мне придало сил и я встал на ноги.

Вы знаете по какой причине в 1970 -х Кэш перестал выступать в тюрьмах?

Я думаю, что был бунт или что-то вроде. Это как оказаться в клетке со львом. Им казалось, что они в безопасности и к ним лояльно относятся, но в какой-то момент что-то пошло не так. Как говорят нашла коса на камень. Они не могли выбраться оттуда какое-то время. По словам Кэша и Джун они оказались в аду и конечно их это испугало. После этого всё и прекратилось. И Кэшу не могло прийти в голову, что кто-то его возненавидел из-за выбранного им пути.

Я как-то оказался в подобной ситуации с Бёртом Рейнольдзом и его подружкой Диной Шор. Он как-то не так себя повёл на сцене в Форте Ливенворт, а они его освистали. Заключенные готовы были его съесть живьём. Затем, вышла она и ей устроили обструкцию. Меня же приветствовали стоя. Был такой фильм Смоки и Бандит и два сиквела. После концерта Бёрт мне предлагал роль, игравшуюся Джерри Ридом, но после того как я увидел, что для телетрансляции концерта моя овация была смонтирована для Дины я отказался от съёмок. Я был на перепутье, но мне было страшно представить, что киношники сделают с моей ролью. Я не ответил на его предложение. Возможно, что я был не прав.

По материаоам Роллинг Стоун