Брент Мейсон хамелеон из города звуков

Время Чтения
less than
1 minute
Прочитано

Брент Мейсон хамелеон из города звуков

September 07, 2016 - 18:23
Posted in:

Интервью с профессиональным гитаристом из Нэшвилла.

Брент Мейсон

Получив производственную травму – работая на производстве инструментальных ящиков, он пробил большой палец, Брент Мэйсон решил реализовать свою мечту и стать профессиональным гитаристом. В противном случае её пришлось бы отложить в долгий ящик. Так уроженец Ван Верта штат Огайо в возрасте 21 года переехал в Нэшвилл, где стал одним из самых востребованных сессионных музыкантов. Его можно смело поставить на первую строчку, поскольку он лучший и самый записываемый гитарист в истории. За свою карьеру он номинирован множеством наград, например премией Грэмми за лучшую инструментальную партию в кантри музыке (на ряду с Брэдом Пейсли, Альбертом Ли и Джорджем Йоргенсоном), дважды номинирован как музыкант по версии CMA, а также доброй дюжиной номинаций как лучший гитарист от Академии Кантри Музыки. Кроме того Мейсон высоко ценится как виртуозный сольный исполнитель.

Nashville Style Country Guitar with Brent Mason

Долгий путь становления Нэшвильского Короля Сессионных Музыкантов начался в конце 80-х годов прошлого века, когда Мейсон начал пробиваться к вершине своей карьеры в качестве соавтора для СиБиЭС. Он соавтор и автор гитарных партий. После передачи песен артистам и продюсерам возникал резонный вопрос: «Кто играет на гитаре?» Выяснив, что это был Мэйсон, они искали возможность для сотрудничества.  Исполнители высшего класса, например Кейт Уайтли отмечали, что Мейсон исполнитель и соавтор таких песен как Шоссе Разбитых Сердец Heartbreak Highway, с альбома «Думаешь ли ты обо мне», I Wonder Do You Think of Me, - последнего альбома Уайтли вышедшего незадолго до его трагической кончины. Вскоре Мэйсон стал, востребован у популярных исполнителей – он сотрудничал с Ребой Макинтаер, Шаней Твейн, группой Расскал Флэтс, Тоби Кейтом, и Нейлом Даймондом. Кроме того он автор звуковой дорожки к сериалу Друзья и фильму Несколько Хороших Парней.

Между тем на новом диске асса сессионной работы Брента Мейсона "Брент Мейсон: Записывая гитару", представлены видео и закулисный взгляд на внутреннюю кухню обычных сессий звукозаписи. Это двухчасовое видео будет полезно энтузиасту, играющему на гитаре в качестве пособия по звукозаписи и сведению. Даже если не сильно интересующийся студийной работой музыкант ознакомится с полезными советами и некоторыми идеями необходимыми для создания профессиональных гитарных партий, а также получит рекомендации по выбору правильного оборудования. Значительная часть диска документирует работу Мейсона, кроме того на нём содержится дополнение в виде табулатур. Музыкант обосновывает выбор инструментов и способы обойтись без особо сложных партий. Любители «запилов» увидят, как при записи четырёх импровизаций, записывая соло, в третий раз он качает головой  и говорит:" Овердрайв здесь не сработает".

Не так давно нам удалось встретиться с Мейсоном и поговорить о том, как с годами изменялась студийная работа, попробовали получить советы о творческом сотрудничестве, а также о бизнес аспектах у практикующего гитариста. Естественно, что мы также говорили на отвлечённые темы, а не только о ладах на его гитаре.

Что отличает хорошего сессионного музыканта?

Основная идея находиться с людьми в творческом поиске. Он должен играть каждый день. Как бы банально это не звучало, он должен этим жить и дышать. Если говорить о студийной работе, то всё должно быть к месту и ко времени. Я играю эту музыку каждый вечер. В один из дней я могу прийти из студии, где записывали джаз и выдать совершеннейшую деревенщину, сотрудничая с Аланом Джексоном. В Нэшвилле достаточно профессиональных музыкантов, умеющих играть. Все почему-то отождествляют меня с исполнителем кантри и кантри рока, но мне нравится джаз и все остальные музыкальные направления.

Есть ли какие-то негативные моменты?

Только один – это студия. Я бы не хотел называть это как-то нецензурно. В любом случае что-то теряешь, поскольку приходится уподобляться хамелеону.  В какой-то момент становишься перфекционистом, а с какого-то тебе уже ничего не нравится. Это примерно как если бы кто-то присылает тебе музыку, а ты думаешь: «Хорошо, я знаю, что это не очень хорошо, ну ладно – так уж и быть присылай».

В настоящее время получили распространение домашние студии. С помощью инструмента «вырезать – вставить» даже не музыкант может сделать композицию из сэмплов и лупов. Как это влияет на студийную работу?

Я не могу представить Рэя Чарльза или группу Битлз за подобным занятием. Если бы все так делали, то музыка стала бы скучной и в какой-то момент бы отмерла. Я думаю, что основной шарм звукозаписи в совмещении прагматизма и спонтанности. В Нэшвилле играет свою роль человеческий фактор. Люди записывают композиции все вместе и это один из моих любимых способов звукозаписи – во время работы все находятся в одной комнате и это создаёт особую, правильную атмосферу.

Должны ли вы играть на протяжении всего трека?

Я стараюсь исполнять на всей дорожке. Это самый идеальный вариант. В любом случае будет немного мастеринга. Я знаю и мне приходилось делать подобные вещи – резать на семплы и отправлять их через интернет. Вы можете скопировать, зациклить что-то, что не очень заметно – это что-то вроде поп или диско композиции, где музыка постоянно повторяется.

Вы делаете сессионную работу через интернет?

Конечно. Я понимаю, что за этим направлением будущее. Это неизбежно. Самое смешное, что в основном это не местная работа. Заказчики по всему миру – Англия, Ирландия, Куба (смеётся). Они (клиенты) присылают свои пожелания. Например, они могут попросить звонкий баритон или изобразить нечто похожее на Бака Оуэнса или что-то позабористее, но в стиле ЗиЗи Топ. До начала записи мы всё обсудим, и у меня никогда не было каких-то расхождений по поводу конечного результата.

Во время студийной работы ты предпочитаешь работать один?

В сессионной работе есть и хорошее и плохое. Ты не видишь других музыкантов. Ты сидишь в своём закутке, играешь свои партии, а потом заходишь в кабинку звукозаписи и опять же находишься в одиночестве. Приятный бонус – это можно сосредоточиться на гитарной партии или заодно придумать подходящее соло. В Нэшвилле мы записываем так много, что порой на сольные партии остаётся буквально 15 минут.

Возвращаясь к лимиту времени – не ограничиваете ли вы себя в творческих возможностях, не останавливаясь на мельчайших деталях? Кажется это важнее чем просто хорошая запись?

Я бы не заострял на этом внимание. Занимаясь этим много лет, у меня получается хорошее соло, и при этом я не убиваю на это весь день. Вы просто играете музыку, так как слышите, и если она заводит, то просто пытаетесь их (коллег музыкантов - прим. перев.) убедить.

Из-за отсутствия обратной связи бывало какое-то недопонимание? Что происходит если звучание партии, не оправдывает ожиданий?

Это не проблема. Если меня просят что-то переделать, то иду и бренчу снова. Если клиент неторопливый, то тогда это отнимает очень много времени – приходится ковыряться в куче файлов, искать нужные, а затем вносить исправления. Это не так просто как кажется, поскольку нужно знать тональность. Хорошо если все нюансы ещё свежи в памяти, но работы столько, что всё не упомнишь.

Конечно, можно использовать скайп или И-чат. Просто надо знать о готовности работать удалённо. Видео конференцию всегда  можно прервать, особенно если собеседник выпендрёжник. (В оригинале крепкое слово – прим. перев)

Онлайновая работа, не  может ли привести к упадку в индустрии? Например, кто-нибудь захочет, чтобы его дочь стала новой Ребеккой Блэк, не будучи при этом профессионалом и с завышенными требованиями. Как-то вы отшиваете подобных персонажей?

В любом случае с надеждой на сотрудничество. Обычно я прошу полную предоплату, например через Пэй Пэлл или банковский перевод. Если клиент идёт на мои условия, то у него серьёзные намерения. Бывает, конечно, что предлагают депозит или аванс в виде половины суммы, а остальное по окончании работы. Но если заказчик не идёт на мои условия, то я прохожу мимо. Проблем пока не было.

Важна ли нотная грамота для сессионного музыканта?

В любом случае хорошо бы иметь некоторые познания. У нас в Нэшвилле выработана своя система, музыкальный ряд. (the Nashville number system) Как правило, в нотах прописана тональность, основные фразы или вступление, или могут быть прописаны такты и синкопы, а также их 16 или 8 доли. Как правило, это всё – ни одна композиция не расписывается нотами от начала до конца. 
Возможно, в Нэшвилле на нотной грамоте особенно не заостряют внимание, поскольку остаётся больше творческой свободы. Обычно не слышишь композицию или не видишь нот до прихода в студию и только тогда узнаёшь то, над чем предстоит работать. Тем не менее над серьёзных записях уходит несколько часов на одну или две композиции.

Освоится ли музыкант из Лос-Анджелеса, владеющий нотной грамотой в Нэвилле и наоборот?

По началу, возможно, будет культурный шок, особенно если музыкант приехал впервые. Тем не менее, некоторые неплохо осваиваются и даже приносят частичку калифорнийского духа в Нэшвилл. Однако, если кто-то из наших, местных музыкантов поедет в Лос-Анджелес, то он прольёт семь потов над нотами. Например, я бы должен был их действительно расшифровывать. Пришлось бы проситься, например, в ванную, а там долго над ними корпеть. Я, честно говоря, завидую парням вроде Томми Тедеско, которые читают ноты даже вверх тормашками. (Смеётся)

Молодым музыкантам довольно не просто удаётся решать финансовые вопросы. Кроме того они не состоят в профсоюзе. Поскольку это довольно закрытая и щепетильная тема новичок просто не знает средних расценок – запросив слишком много он, дискредитирует себя, слишком мало – недооценит труд и собьет расценки коллегам. Какой совет вы дадите новичкам, чтобы они не попали впросак?

В любом случае вы должны знать расценки. Например, у профсоюза есть тарифная сетка, зависящая от уровня проекта. Например, демо - записи самые низкооплачиваемые, затем, возможно какой-то чувак из Айовы решит записать альбом, чтобы продавать прямо из своего грузовика. Так называемая ограниченная серия, всего несколько тысяч копий – как правило, меньше 10 тысяч дисков. Это оплачивается чуть подороже. Затем, идут не очень большие лейблы, например независимые, а потом вы попадаете в разряд профессионалов, вроде Уорнер Бразерз, Сони или Атлантик.

Я бы советовал вступать в профсоюз, поскольку рано или поздно придётся задуматься о пенсии. Молодёжь об этом не думает, но ближе к пятидесяти нет нет, да и захочется завершить карьеру. Тем не менее, даже не состоя в профсоюзе можно использовать для примера эти тарифы.

Вы  известны за свою гибкую, адаптивную технику, а также выдающиеся гитарные проходы. Как удалось добиться такого высокого профессионального уровня?

Я снимал ноты на слух.  Винил Пата Мартино я заездил буквально до дыр. Это сейчас с помощью программного обеспечения можно замедлять скорость воспроизведения. Честно говоря, у меня нет специального, музыкального образования. Хорошая техника это всего лишь практика и желание. Впрочем, есть такая штука как выгорание – Джордж Бенсон, например, выгорел и я тоже через это прошёл. Там где есть желание, находятся и возможности.

Да, самое смешное, что студийная работа не предполагает, что вы виртуоз.

Да, работая в студии не позажигаешь.

Вы всегда используете медиатор?

Конечно, это моя фишка. С помощью медиатора – когтя, одетого на большой палец я могу брать аккорды и играть перебором. Иногда я использую обычный медиатор, например, на ритм секции или для лучшего звукоизвлечения. Иногда отсутствие необходимого медиатора используется как предлог, для того чтобы улизнуть из студии, но если кто-нибудь из ребят одолжит мне свой, то конечно сидишь и что-то изображаешь. Медиатор у музыканта это как соска у ребёнка, порой, когда его забываешь, очень хочется спрятать голову под пальто и тихо удалиться. (Смеётся)

Вы используете другие пальцы и медиаторы?

Конечно. Я пользуюсь когтями на среднем и безымянном пальцах, особенно для арпеджио. Если это какой-то хроматический ряд, то только коготь на большом пальце.

В первой части видеодиска, посвящённого записи гитарных партий вы настраиваете громкость на гитаре несколько раз, в середине партии и в промежутках.  Вас не беспокоит изменение громкости при повторах и как точно её надо настраивать?

Уровень громкости не требует очень точной подстройки. Я хорошо чувствую положение ручки. Кроме того если при исполнении соло громкость начинает снижаться, то можно услышать окрик инженера: "Эй, парень прибавь 5 децибел". Или это будет простая констатация факта недостаточного уровня. В любом случае вас, так или иначе, уведомят. Тем не менее, это не математическая задача. Чувства положения рукоятки, как правило, достаточно.

Расскажите о переделках Телекастера 68 года –  о гитаре, которую можно услышать на тысячах записей?

Джо Глассер (гитарный мастер – прим ред.) добавил средний звукосниматель с собственным уровнем громкости, что позволяет снимать звук в противофазе. Эту переделку я сделал, когда играл хонки-тонк по клубам. Со временем я заменил шумящие оригинальные звукосниматели – я поставил мини-хэмбакер у грифа и два мостика посередине и у порожка. Мне нравится, как они работают. В то время я не мог себе позволить Страт, Лес Пол и Теле. Я был на мели, а сейчас у меня около 50 инструментов.

Расскажите о новом Вамплере, совмещающем овердрайв и дисторшн.

Эта примочка гибрид дисторшина от Про Ко и овердрайва Ибанез, кроме того в ней есть что-то от Маршала. Большие кнопки удобны при работе с полуоткрытым кабинетом. Иногда бывает басовый пробой- берёшь слишком низкий аккорд, но успев нажать большую кнопку не портишь общую звуковую картину. 

У вас замечательная коллекция винтажных усилителей, а могут ли устройства с цифровой модуляцией заменить их?

Нет, я так не думаю. Некоторые из них, например стойка Элевен, достаточно близки по характеристикам, но мне нравится настоящий звук. Мне нравится, как усилитель звучит в различной обстановке. Вы можете принести его в студию с другой акустикой и услышать отличия. Мне кажется, что это нельзя повторить или эмулировать. Конечно, приятно, что современное оборудование позволяет получить ламповые оттенки, но звук настолько трёхмерен, а я старомоден

Перевод из Премиер Гитар